Вернуться

06.05.2019 / Новости Санитар рынка и источник big data одновременно

Андрей Кириллов, генеральный директор Центра развития перспективных технологий

Давайте взглянем на проект цифровой маркировки продукции не как на дополнительную нагрузку на бизнес, а как на трансформацию системы, которая даст новый опыт и новую информацию людям, государству и производителям.

Представители розницы знают, что на данный момент разработано несколько систем маркировки. Первая — по меховой верхней одежде. Сначала она развивалась под эгидой ФНС, а с июня переходит в ведение ЦРПТ для промышленной эксплуатации в рамках пилотного проекта. Следующие — лекарственные препараты, обувь и табак. Последний уже введен в промышленную эксплуатацию с марта 2019 г. С 1 июля под обязательную маркировку подпадает обувь вместе с еще 10 категориями продукции в соответствии с распоряжением от 28.04.2018 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками».

Параллельно с новыми системами продолжает работать «Меркурий» и ЕГАИС. Это может привести к ситуации, когда кассиру в магазине придется оперировать одновременно тремя системами. Неудобно, сложно и руководство это понимает, поэтому к 2024 г. предполагает запустить единую систему маркировки, объединяющую все системы. К слову, данных о присоединении ЕГАИС пока нет, но задача по объединению и унификации уже поставлена.

Немного о принципе маркировке и механике работы. На производстве товаров, подлежащих маркировке, каждая единица продукции помечается индивидуальной цифровой подписью по специальной криптотехнологии. Код защищен от подделки, так как это DataMatrix-код — система, в рамках которой к базовому коду прикрепляется криптохвост. При смене собственника на товар эти данные отражаются в информационной системе. Таким образом, первично код наносится еще на производстве и в системе сразу появляются данные товаре и времени его выпуска. Благодаря коду система фиксирует все перемещения товара по логистической цепочке, а при конечной продаже, на кассе, товар выводится из обращения посредством сканирования кода. Это дает производителю колоссальные объемы сведений: как, когда продукт дошел к покупателю, где был продан.

Определенную роль играет и функция общественного контроля. «Чекать» маркированный товар, проверяя его легальность, может владелец любого смартфона с более ли менее приличной камерой. И если товар нелегальный, он может тут же, на месте, оставить отчет о продаже товара без маркировки. Получается более интересный вариант популярной игры по ловле покемонов, в которую вся страна играла пару лет назад.

Более того, у нашей компании, как частного предприятия, есть возможность давать пользователям за нахождение нелегальных товаров и кэшбеки, и материальное вознаграждение. Это поможет быстро расчистить рынок от недобросовестных производителей.

Система маркировки в России работает в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве на IT-продукт. Это новая для нашей страны практика.

Маркировка табака стартовала 1 марта. Начиная с этой даты, к системе постепенно подключаются все игроки рынка. Большая часть производителей уже в системе и на данный момент 200 млн. пачек снабжены кодировкой. В ближайшие несколько недель мы ждем стремительного роста объемов маркированной продукции, потому что отрасль рассчитана на производство 13 миллиардов упаковок.

Для табака главное — розница, причем в отличие от западных стран в России она работает без лицензии. У нас порядка 300 000 точек по продаже табака и эта цифра значительно больше, чем в других странах: в Испании, например, их всего 28 тыс. и населения там меньше в два раза.

Запрет на производство продукции без маркировки действует с 1 июля. А с1 июля 2020 года рознице запрещено реализовывать непромаркированый товар. Для обуви этот процесс стартует 1 июля 2019 г, но здесь приходится учитывать сезонность. То есть модели, которую поступят в продажу и июле, заказывались за рубежом в ноябре или декабре. Хотя существенная часть обуви уже сейчас маркируется, несмотря на то, что проект пилотный.

Что касается лекарственных препаратов, то это очень важный проект. К январю 2020 года ожидается, что все выпускаемые и реализуемые медпрепараты будут с маркировкой. Лекарства по 7 самым высокозатратным нозологиям — для тяжелобольных, — начнут маркироваться уже в октябре текущего года.

Зимой к обуви, табаку, лекарствам добавится продукция легкой промышленности, фототехника, шины, парфюмерия. К 2020 г. планируется маркировать и другие товарные категории.

В рамках ГЧП для производителей устанавливается плата. Для большинства товарных категорий она нематериальная, зато объем новой информации — огромен. То, что сегодня делают аналитические агентства, производитель сможет получить, нажав одну кнопку в личном кабинете. Большие возможности открываются и для малого/среднего бизнеса. Естественно, что в открытом доступе будет не вся информация, тем не менее, малый бизнес и IT-стартапы могут многое извлечь из базовых данных новой экосреды.

Система маркировки — реальная big data, позволяющая оперировать огромными массивами новых данных. Данных достоверных, верифицированных усиленной электронной подписью, что немаловажно.

Публикация подготовлена на основе материалов XVI ежегодной конференции «Ритейл в России», организованной газетой «Ведомости» 21 марта 2019 г. в Москве

Заказать звонок