Вернуться
Маркировка товаров в 2019 году: предпринимателей ждут новые расходы

31.01.2019 / Новости Маркировка товаров в 2019 году: предпринимателей ждут новые расходы

Внедрение единой информационной системы мониторинга оборота товаров повысит нагрузку на бизнес.

С 1 января 2019 года заработал закон № 488-ФЗ о единой информационной федеральной системе маркировки товаров с использованием контрольных (идентификационных) знаков. Расскажем, что это изменит для бизнеса.

Процесс массовой маркировки: точка старта

Все процессы по маркировке, работающие в РФ сейчас, относятся к разряду экспериментальных. В качестве тестовых товаров с 12 августа 2016 г. маркировались изделия из меха, с 1 февраля 2017 г. — фармацевтические препараты, с 1 июля 2018 г — алкогольный и табачный ассортимент.

Постановлением правительства России от 28.04.2018 г № 792-р в текущем году список товаров для маркировки расширится за счет духов, фотоаппаратов, предметов одежды, парфюмерии. Дальше — больше.

Нормативной базой для текущей и последующей маркировки является закон № 488-ФЗ. Благодаря ему правительство наделено полномочиями согласовывать и одобрять списки товаров, подлежащих обязательной маркировке, в том числе и устанавливать особенности процесса для отдельных позиций.

Составляя эти списки, правительство ориентируется на Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Стратегия предполагает расширить маркировку в период с 2020 по 2025 годы, включив в систему химическую, авиационную, строительную, топливную, пищевую, электронную, легкую и ювелирную отрасль. Также в список маркируемых продуктов войдет номенклатура товаров сектора машиностроения и продукция для детей.

Теперь, чтобы на законном основании продавать товары из списка маркируемой продукции, производители, дилеры/дистрибьюторы и розничные магазины должны оформить регистрацию в системе цифровой маркировки.

Единая информационная система маркировки товаров

На данный момент в РФ функционирует ряд систем идентификации товаров: ЕГАИС для алкоголя, МДЛП для медицинского применения в фармацевтике, ИРМ — для изделий из меха. Скоро все эти программы станут частью единой государственной информационной системой мониторинга. Ассортимент, который начнет маркироваться в 2019 г, будет отслеживаться Информационным ресурсом перспективных технологий.

Система цифровой идентификации соберет все действующие до сих пор информационные ресурсы мониторинга в единое целое, за исключением медпрепаратов. Управление информацией о движении лекарств будет вестись отдельно. Оператора, который будет координировать единую систему, назначит правительство. Пока он неизвестен.

Система мониторинга позволит контролировать движение товаров с момента выпуска до продажи конечному потребителю. Это обеспечит безопасность и качество промышленных

товаров, а также исключит поступление на рынок фальсификата и контрафакта. Легальность любого продукта с помощью мобильного приложения можно будет проверить через систему мониторинга. Если система не идентифицировала товар по коду, продавца привлекут к административной ответственности.

Принцип работы система цифрового мониторинга

Детально принцип функционирования системы пока не проработан. Этим займется правительство РФ на более поздних этапах реализации программы. Тогда же будет утвержден порядок внесения информации о товаре и ее раскрытие покупателям. В то же время основы функционирования программы уже утверждены в соответствии со ст. 20.1 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Основной целью разработки и запуска системы мониторинга является агрегация и обработка данных об обороте товаров. Для этой цели используются средства идентификации, хранения, представления и распространения. Результатом реализации должна стать прозрачность производства и цепочки поставок.

Чтобы этого добиться, будут использованы:

Идентификационный номер присваивается товару еще на этапе производства. Это будет уникализированный кодовый номер, который производитель получит после запроса системы мониторинга с указанием количества выпущенной продукции. Полученный код производитель укажет на каждом образце продукта и внесет в систему цифровой маркировки. Та, в свою очередь, пришлет тестовый код, который нужно будет нанести на каждый образец товара. Этот тестовый номер подтвердит достоверность идентификационного индекса.

Если на товаре не будет кода, а продукция подлежит маркировке, товар изымут из продажи и уничтожат как контрафакт.

Все стадии передвижения товара по цепочке от производителя к покупателю будут сопровождаться сверкой. Например, при передаче партии дилеру, цифровая система получит данные о новом владельце товара. Когда же товар поступит в розничные точки, информация об этом также будет передана в систему, как и сведения об итоговой реализации в момент продажи покупателю. После этого кодовый номер планируется выводить из обращения и уничтожать.

Даты обязательной маркировки товаров в 2019 г.

Для запуска системы маркировки новых товаров в 2019 г. предусмотрены конкретные сроки:

Сведения, передаваемые в систему цифровой маркировки

В систему цифрового мониторинга будет поступать информация:

Дополнительно система будет отображать данные о нарушении требований обязательной маркировки.

Раскрывать вышеуказанные сведения должны все участники цепочки движения товара: производители, дилеры/дистрибьюторы и точки розничной торговли. За невнесение или внесение некорректных данных они будут нести административную ответственность. На более поздних этапах реализации программы правительство разграничит сведения, являющиеся информацией общедоступного и ограниченного доступа. Общедоступные данные можно будет найти в интернете — их планируют публиковать в свободном доступе.

Штрафы и финансовая нагрузка на бизнес

В тестовый период внедрения системы маркировки производители получают идентификационные номера безвозмездно. По окончании эксперимента выдача проверочных кодовых комбинаций станет платной. Размер платы определит правительство. Есть мнение, что платной станет и регистрация в системе цифрового мониторинга. К дополнительным расходам также можно причислить и необходимость приобретения усиленной квалифицированной электронной подписи, которая понадобится для регистрации производителей и поставщиков в системе.

Еще одна статья расходов — покупка технических средств маркировки. Дилерам и дистрибьюторам придется закупить сканеры для считывания кодов. В розничной торговле коды будет считывать онлайн-касса. Полный список оснащения представит правительство РФ.

За некорректную информацию или невнесение информации все участники цепочки поставок будут платать административные штрафы. Их размер также определят позднее. Как и дополнительный закон, который позволит внести изменения в КоАП РФ.

Некоторые штрафы работают уже сейчас, в 2019 году. Так, за выпуск продукции без идентификационных кодов, если товар входит в номенклатуру товаров с обязательной маркировкой, на индивидуального предпринимателя накладывается штраф 5-10 тыс. рублей, а на юрлиц — 50-100 тыс. рублей. При этом вся продукция без идентификационных кодов согласно ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ конфискуется. Также за продажи немаркированных товаров ИП заплатит 5-10 тыс. рублей, а юридическое лицо — 50-100 тыс. рублей. За транспортировку, складское хранение или покупку в целях дальнейшей перепродажи продукции без идентификационных кодов предусмотрены дополнительные штрафные санкции.

Заказать звонок