Вернуться
Инвентаризация основных средств (ОС)

14.07.2020 / Статьи Инвентаризация основных средств (ОС)

Инвентаризация основных средств (ОС) ключевая процедура для сверки фактического наличия ОС с данными бухгалтерского учета.

К основным средствам относят материальные активы компании. Это могут быть компьютеры, транспорт, инвентарь для организаций сферы услуг, племенной скот, посадки питомника, мелиоративные конструкции для сельскохозяйственных предприятий или станки, ангары, измерительные приборы, оборудование для промышленных комплексов. Так, когда команда Revizor проводила инвентаризацию краснодарского, оренбургского и астраханского филиалов ООО «Газпром бурение», в рамках инвентаризации ОС проверялись буровые вышки компании.

Перечень основных средств зависит от отрасли и специфики деятельности, однако в любом случае, для отнесения к категории ОС имущество должно соответствовать 4 критериям:

  1. Используется в предпринимательской деятельности, например, для производства или оказания услуг.
  2. Используется не менее 12 месяцев.
  3. Приобреталось/создавалось не для продажи, по крайней мере, в ближайшем будущем.
  4. Приносит компании доход.

Помимо этих критериев, для отнесения материальных активов к основным средствам в бухгалтерской практике используется определение начальной стоимости. Например, в учетной политике предприятия можно указать, что начальная стоимость ОС составляет не менее 40 000 рублей. Соответственно, приборы, инструменты и инвентарь с начальной стоимостью ниже 40 000 рублей не будут относиться к ОС и подлежать инвентаризации.

 Инвентаризация OC

Задачи инвентаризации ОС

В идеальном мире на идеальном предприятии все основные средства, числящиеся на балансе, есть в наличии. И все основные средства, которые используются в работе, учтены «на бумаге». На деле без недостач или «лишних» активов обходятся только небольшие, в основном непроизводственные компании. У промышленных предприятий и производств, владеющих большим числом материальных активов разных типов, недостачи и неучтенное имущество обнаруживаются чаще.

Таким образом, основной задачей инвентаризации ОС является оценка реального положения дел: определить, соответствует ли фактическое наличие имущества и его состояние данным бухгалтерского учета.  

Состояние имущества отдельный вопрос. Ситуации, когда полуразрушенное здание числится на балансе организации как полноценно функционирующее капитальное строение, отнюдь не редки. Именно поэтому в процессе инвентаризации определяется не только факт наличия основных фондов, но и оценивается их состояние.

Инвентаризация основных средств

Обязательность и сроки

Сроки и критерии проведения инвентаризации основных средств определяет приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Согласно приказу, обязательными поводами являются:

В плановом режиме инвентаризация должна проводиться не реже 1 раза в 3 года. Исходя из собственной оценки ситуации, руководитель может установить другие сроки, например, раз в год или два раза в год. Главное, чтобы не реже сроков, установленных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. В то же время, при наступлении одного из вышеуказанных событий (порча, кража, смена МОТ) оценка ОС должна быть инициирована вне плана, в ближайшее время.

Еще одним поводом для инвентаризации может стать требование коллектива. Это распространенная ситуация в компаниях, которые практикуют коллективную материальную ответственность.

Порядок и правила

Как и все остальные виды инвентаризации, инвентаризация ОС начинается с приказа руководителя. В приказе устанавливаются сроки и состав комиссии, определяется формат процедуры полная, выборочная, частичная. В состав комиссии обязательно включается сотрудник бухгалтерии, а осмотр и оценка должны проходить в присутствии МОЛ. До начала инвентаризации ответственный за имущество сотрудник должен сдать в бухгалтерию приходно-расходные документы и подписать для инвентаризационной комиссии расписку об их сдаче.

При полной инвентаризации осматривается все имущество. При частичной или выборочной отдельные его категории, например, транспорт или станки. При этом для каждой единицы ОС сравниваются фактические и документированные заводские номера, год выпуска, мощность.

правила проведения инвентаризации основных средств

Для этого комиссии понадобятся инвентаризационные описи, договоры на все имущественные активы, арендуемые у компании, технические паспорта на оборудование, станки, транспорт, а также инвентарные книги и учетные карточки. Помогает ускорить процесс и номенклатурный справочник.

Для некоторых видов материальных фондов, например, зданий и сооружений, оценивается балансовая стоимость. Например, если она могла увеличиться после надстройки второго этажа производственного цеха или уменьшиться из-за демонтажа мезонинных конструкций. Непригодные для последующего использования фонды заносятся в отдельную опись. В этом случае для каждого такого случая указывают причину, по которой дальнейшее использование имущества невозможно.

Недостачи и неучтенные активы

Недостачи и неучтенные активы показатель неотлаженных бизнес-процессов. В любом случае, перед фиксацией недостачи или излишка, инвентаризационная комиссия пытается отыскать отсутствующее имущество или найти объяснения неучтенным активам. Недостачи часто объясняются недокументированным перемещением имущества, например, с одной производственной площадки на другую или из одного филиала в другой. Инструмент, инвентарь или оборудование, не стоящее на балансе, с одной стороны может объясняться таким же бесконтрольным перемещением с одного объекта компании на другой, но с другой стороны может стать свидетельством побочной деятельности недобросовестных сотрудников. В любом случае, при недостаче или излишках выясняется причина несоответствия. При инвентаризации основных средств и имущества команда Revizor обязательно проводит разбор расхождений между фактом и данными бухучета. Это делается на предпоследнем этапе и позволяет компании найти отправную точку для установления и устранения первопричины несоответствий.

результаты инвентаризации основных средств

По завершении инвентаризации излишки отражаются в проводке ДТ 01 КТ 91-1. Для недостач, по которым не найдены виновные, предназначены проводки ДТ 02 КТ 01, ДТ 94 КТ 01 и ДТ 91-2 КТ 94. Если виновные обнаружены, используются проводки ДТ 73 КТ 94 и ДТ 50 КТ 73 с указанием удерживаемых средств компенсации.

Документальное сопровождение инвентаризации

Все процедуры, от начала и до конца, должны документироваться. В качестве документальной базы используются:

В случаях, когда в процессе инвентаризации обнаружены недостачи или неучтенные активы, может потребоваться протокол заседания инвентаризационной комиссии. Этот документ не является обязательным, однако принимается судом как доказательство причинения ущерба организации и может использоваться для взыскания компенсации в судебном порядке.

Как упростить инвентаризацию ОС

Чем больше компания, тем больше у нее материальных активов. И тем сложнее и длительнее инвентаризации. Как профессионалы в учете и оценке имущества — от сложного технологического оборудования до компьютеров в офисе — мы поможем провести инвентаризацию быстро и с достоверным результатом. Организуем ревизии в вечернее и ночное время, выходим на объекты в выходные и работаем большой командой. Это позволяет проводить инвентаризацию основных средств, не мешая работе компании и не приостанавливая ее деятельность.

Чтобы уточнить сроки и стоимость инвентаризации ОС вашего предприятия — позвоните нам на тел. +7 (495) 145-79-73 или напишите на e-mail info@rvzr-invent.ru.

 

Заказать звонок