Вернуться
Финансовая инвентаризация

29.06.2020 / Статьи Финансовая инвентаризация

Без достоверных данных бухгалтерского учета и понимания реального состояния расчетов невозможно правильно распределить ресурсы предприятия, оптимизировать издержки, наладить платежную дисциплину и улучшить финансовые показатели. В то же время, достоверность данных бухгалтерского учета невозможно поддерживать без регулярной, грамотной инвентаризации финансовых обязательств. Для бизнеса любого уровня это мощный и эффективный инструмент контроля хозяйственной деятельности, баланса активов и пассивов компании.

В отличие от других типов инвентаризации, инвентаризация имущества и финансовых обязательств это всегда документальная ревизия. Если оборудование можно пересчитать, сыпучие продукты перевесить, а объемные измерить, то задолженность перед поставщиками, персоналом, бюджетом, займы, резервы и авансы определяются только по отчетам.

Финансовая инвентаризация

Задачи и возможности инвентаризации финансовых обязательств

Основная задача финансовой инвентаризации определить подлинное положение дел с расчетами и резервами:

Такая оценка позволяет сформировать объективную картину соотношения активов и пассивов, определить объем доступных для развития/инвестирования средств, своевременно взыскать дебиторскую задолженность и снизить финансовую нагрузку кредиторской задолженности, держать под контролем платежную дисциплину как внутри организации, так и в отношениях с контрагентами.

Чем больше у компании имущества в аренде, поставщиков, дилеров и клиентов, тем важнее вовремя и четко проводить инвентаризацию финансовых обязательств. Потому как несоблюдение сроков уплаты задолженности и несоответствующий контроль за расчетами снижает конкурентоспособность и увеличивает риски неустоек, пеней и штрафов по кредиторской задолженности.

Основные нормы и правила

Пункт 74 Положения №34н 29 июля 1998 года требует от организаций проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств не менее 1 раза в год. Ее можно организовать в любой в период с 1 января до 31 декабря текущего года, но до составления годового отчета.

Помимо плановой проверки, Приказом Минфина предусмотрены и внеплановые инвентаризации в следующих случаях:

инвентаризация финансовых обязательств

Какие обязательства подлежат инвентаризации

Как и ревизия ТМЦ, основных средств, финансовая инвентаризация делится на полную и выборочную.

Полная затрагивает все обязательства компании, включая расчеты с банками и другими кредитными учреждениями, с бюджетом и поставщиками, покупателями, работниками, депонентами, подотчетными лицами. Полный список расчетов приведен в Методических рекомендациях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49. В рамках полной инвентаризации проводится ревизия кассы, причем как дензнаков, так и ценных бумаг, векселей и денежных документов, вплоть до путевок и авиабилетов. Также сверяются бланки строгой отчетности и расчетные счета на предмет остатков по бухгалтерским данным.

На дату полной проверки оцениваются резервы предстоящих расходов и обязательных платежей как персоналу, например, на выплату отпускных, так и в фонд ремонтных работ или для подготовки к сезону.

Выборочный контроль обязательство охватывает одно или несколько направлений. Например, в один месяц может проводиться ревизия кассы, счетов, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, в другой проверка дебиторской задолженности или оценка исключительно резервов. Выборочный метод часто используют крупные компании, у которых объем работ настолько велик, что не получится выделить собственные ресурсы на одномоментную проверку.

Нормативы регламентируют обязательные поводы к проведению инвентаризации, но не ограничивают предприятия в количестве и основаниях. Таким образом, по инициативе руководства или собственников компании финансовые обязательства могут в плановом порядке контролироваться не только 1 раз в год, но и чаще.

Процесс пошагово

На начальном этапе компания подготавливается к проверке: руководитель издает приказ, в котором указывает состав членов инвентаризационной комиссии, объект контроля, основание. Так как оценке подвергаются, в основном, финансовые и юридические документы, в состав комиссии включают бухгалтеров, юристов, внутренних аудиторов, экономистов. Если в ходе ревизии будет проверяться касса, в состав комиссии нельзя включать кассиров и других материально-ответственных лиц. Их требуется лишь ознакомить с приказом и под роспись взять расписки о передаче приходных и расходных документов в бухгалтерию.

Чтобы каждый раз не оговаривать состав комиссии, постоянных членов можно указать в приложении к Учетной политике организации. Там же стоит отметить, что к инвентаризации имущества и обязательств допускается привлекать подрядчиков или передавать процесс на аутсорс.

При большом объеме работ или ревизии в территориально-распределенных филиалах допускается создавать дополнительные рабочие комиссии, состав которых также утверждается приказом по предприятию.

На стадии подсчета и сверки отбираются последние на дату проведения инвентаризации приходные и расходные документы, а также документы, подтверждающие права организации на активы. Данные фиксируются в описях. Когда все документы собраны, сведения в описях сверяются с цифрами в бухгалтерском учете. Результаты оформляются следующим образом:

Одновременно с кассой оцениваются финансовые вложения. При этом проверяется не только фактическое наличие ценных бумаг, но и правильность их оформления, сохранность, соответствие реальной стоимости данным, отраженным в бухучете.

Обратите внимание, что если вы не планируете пользоваться унифицированными формами ИНВ, Минфин разрешает разработать акты самостоятельно. Однако все внутренние акты и формы описи обязательно нужно закрепить в Учетной политике.

Комиссия не только сличает фактические финансовые обязательства с указанными в отчетности, но и анализирует результаты, оформляя итоги протоколом (актом). На сравнительно-аналитическом этапе формируются сличительные ведомости, где отмечаются все выявленные расхождения. Тогда же выясняются причины несоответствий.

На заключительной стадии комиссия составляет ведомость учета, в которой отмечаются все обнаруженные несоответствия и прописываются рекомендации по их устранению. Результаты оформляются актом по форме 0504835 и утверждаются приказом по предприятию. В том же приказе могут быть отмечены лица, ответственные за устранение расхождений.

инвентаризация имущества и финансовых обязательств

Ошибки и проблемы

Самые часто встречающиеся ошибки при инвентаризации финансовых обязательств:

Любая из этих ошибок только на первый взгляд кажется пустяковой. Судебная практика показывает, что каждая из них может стать основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Что, в свою очередь, снимает ответственность за нарушения с материально ответственного лица и сводит на нет все усилия по оптимизации бухучета.

Проблемы ревизии обязательств связаны, как правило, с недостатком компетенций и большим объемом работ. В первом случае это характерно для среднего бизнеса, у которого уже достаточно серьезные обороты и значительный объем платежей, но за неимением практики не налажены контрольно-ревизионные процессы, а в штате нет сотрудников с необходимым опытом. У крупных предприятий другие проблемы объем документации настолько велик, что количество рабочих групп исчисляется десятками. Еще сложнее компаниям с территориально распределенными филиалами, в которых проверку необходимо проводить одновременно.

Инвентаризация финансовых обязательств в REVIZOR

Компания «Ревизор» помогает организовать и провести финансовую инвентаризацию, когда собственных компетенций и резервов недостаточно. Опытные аудиторы, квалифицированные бухгалтеры и юристы оформят документы для подготовительных работ, проконтролируют корректное документирование процесса, сформируют график, организуют грамотную методическую поддержку, контроль и надзор за правильностью инвентаризации.

По завершении вы получите компетентный и независимый отчет об объективном состоянии расчетов, увидите слабые места бухгалтерского учета и финансовой дисциплины, а значит сможете избежать проблем при проведении проверок, улучшить экономические показатели и вовремя снизить кредитную нагрузку.

Заказать звонок